четверг, марта 13, 2008

Добрый сварщик, злой битломан и шериф-философ

Я давно собирался написать здесь о том, как братья Коганы монтируют свои фильмы, но дожидался возможности посмотреть их последнее творение - "Старикам тут не место". Как-то в лом было писать о создании чего-то мной не виданного.

А посмотрел - и писать расхотелось. Таких нелепиц я давно не видел, чуть ли не со времен "старого" Болливуда, когда персонажи ни с того, ни с сего ударялись в пляс или запевали длинную песню. Взять лишь когановского сварщика Мосса, который пошел на охоту, украл у бандюков 2 миллиона долларов, однако вместо того, чтобы сразу податься в бега, он вернулся на место преступления, чтобы напоить водой одного из умирающих там бандюков. Видимо, создателям фильма нужно было придать ему какие-то положительные качества, вот они и выбрали сострадание. Примеров плохо мотивированного поведения в фильме много.

Но все же, как это монтировалось? Коганам уделено немало места на сайте Apple, они рассказывают о своей работе в подкасте на iTunes. Как известно, монтажер им не нужен. Еще со времен, когда традиционный монтаж велся на пленке, Джоэл и Этан монтировали самостоятельно под псевдонимом Родерик Джейнс. Процесс напоминал конвейер - Этан отсматривал материал и размечал дубли на вертикальной Мовиоле, а затем передавал работу его Джоэлу, который и монтировал на горизональном монтажном столе фирмы KEM. Их это полностью удовлетворяло до начала работы над фильмом "Нестерпимая жестокость", когда братьев убедили попробовать цифровые методы. Apple помог им собрать монтажную студию, которая сильно напоминала их привычную методику. Все последующие фильмы монтировались там, а цифровой процесс расширялся от фильма к фильму, постепенно вытесняя, но в то же время копируя традиционные методы, отступать от которых братья никак не хотели.

В своих интервью Джоэл и Этан бодро признаются в своей компьютерной неграмотности, но заявляют, что прониклись чувствами к Final Cut Pro, поскольку программа позволила им не отходить от привычной методики работы. Поначалу два Же-пятых были соединены в простенькую сеть с использованием стандартных соединений Ethernet. Каждый из братьев работал со своими отдельными файлами проектов. Этан отсматривал дубли и отбирал подходящие планы, сохраняя проект на своем компьютере. По готовности проекта, Джоэл отыскивал его по сети и копировал на свой компьютер, а потом собирал эпизоды на линейке. Джоэл добавляет:
"У нас не слишком-то высокотехнологичный подход. Мы работаем вместе на разных системах в одной монтажке. Ключевой элемент трудового процесса - гостиничный звонок. Когда Этан готов для передачи мне проекта, он брякает по звонку. Я слышу звон и понимаю, что файл для меня готов. Вот ключ к нашему стилю!
Со времен работы над "Жестокостью", монтажка расширилась. Для работы над "Стариками" Коганы раскошелились на две системы, соединенные с сервером Apple Xserve по технологии Apple Xsan. В прошлом они передвигали DV-файлы между двумя компьютерами по кабелю Ethernet, более модерновая сеть позволяет осуществлать доступ к "расшаренным" файлам с обеих монтажных станций. Но братья по-прежнему работают каждый со своим проектом, и когда Этан сохраняет проект и закрывает его в Final Cut Pro, над ним начинает работать Джоэл, собирая эпизоды.

"Старики" были сняты на 35-миллиметровую пленку. С нее материал был отсканирован в файлы HDCAM, а также на FireWire диски - в формате DVCPRO HD. Эти диски отправили в монтажную студию, где их содержимое скопировали на диски, к которым имел доступ Xsan. "Нестерпимую жестокость" монтировали вообще в формате DV, но при работе над последним фильмом было решено воспользоваться лучшим разрешением, характерным для DVCPRO HD. Тем временем, киноматериал регулярно и очень быстро переводился на видеоленту в формате D-VHS, который позволил сохранять сжатое видео HD на кассетах размера обычного VHS. Качество сигнала на них сравнимо с цифровым телевидением высокого разрешения. Эти кассеты немедленно возвращались к месту съемок для того, чтобы съемочная группа могла оперативно их отсматривать.

Когда приходило время для тестовых зрительских просмотров, братья отправляли файлы DVCPRO HD вместе с собранной на таймлайне секвенцией в студию в Нью-Йорке, где изготавливали мастер в формате HDCAM, который уже можно было смотреть в цифровом кинотеатре. По окончании монтажа первый помощник монтажеров сгенерировала список монтажных решений (СМР) и отослала его вместе с фильмом в формате QuickTime в специализированную студию, где негативы снова отсканировали и собрали в новый цифровой файл - теперь уже в соответствии с СМР. Картина подверглась цифровой цветотонировке, а потом была записана на кинопленку.

В монтаже следующего фильма Джоэла и Этана, "Сжечь после прочтения", вместо DVCPRO HD используется уже Apple ProRes 422. Этот формат обладает лучшим разрешением, нежели DVCPRO HD, однако при хранении занимает немногим больше места, чем несжатое видео стандартного разрешения. Для хранения файлов ProRes используется все тот же Xsan, только для автоматического получения прокси с низким разрешением братья используют бета-версию Final Cut Server. Ее многочисленные поисковые функции, конечно, при таком раскладе не нужны, но зато другие участники монтажа могут легко просматривать материал по сети, используя прокси-файлы. Монтаж ведется в ProRes 422.

Интересно, что Коганы появились в рекламном ролике Apple, где они нахваливают Color, новое профессиональное приложение Apple для цветокорректировки и цветотонировки. Color был выпущен слишком поздно для того, чтобы его включили в пост-продакшн "Стариков", но братья не исключают, что Color может быть использован при работе над их следующими фильмами. Однако пока они готовы уделить ему лишь вспомогательную роль - для экспериментирования с разными цветовыми решениями и нахождения правильной цветовой гаммы.

Комментариев нет: