суббота, сентября 29, 2007

Рецензия на программу Adobe Premiere Pro CS3 для Мака

Энтони Бурокас, владелец и технический директор видеостудии в Филадельфии, уже почти 20 лет снимает свадебные фильмы, консультирует, пишет для журналов и получает за свою работу не только деньги, но и престижные международные награды. Он регулярно публикуется в журнале Event DV, который освещает достижения цифровой видеосъемки важных событий в жизни простых людей: свадеб, праздников, похорон, спортивных состязаний и пр.

В своем новом обзоре Энтони подробно рассказывает об интерфейсе программы Premiere Pro CS3, а также приводит интересные и многочисленные сравнения с конкурирующим продуктом - Final Cut Pro. Обновление Премьера давно ожидалось, и рецензия Энтони Бурокаса написана великолепно. Вряд ли кто-то забросит Final Cut и полностью переключится на Премьер Про, пользуясь тем, что он опять заработал на Маках, но знать о возможностях обновленного Премьера в высшей степени полезно тем, кто планирует дополнить свой арсенал новыми инструментами и возможностями интеграции с другими частями пакета программ Adobe.

Оригинал рецензии (на английском языке) находится на сайте журнала Event DV, а также напечатан в свежем номере журнала. Перевод на русский язык публикуется с разрешения владельцев авторских прав.


Рецензия на программу Adobe Premiere Pro CS3 для Макинтоша
Автор - Энтони Бурокас
Много лет монтируя в Премьере на Макинтошах, я переключился на Final Cut Pro 1 только потому, что Премьер 5 (последняя версия на момент дебюта Ката) был летаргической программой с новым и враждебным интерфейсом. Я подумал, что уж если приходится переучиваться на новую программу монтажа, то отчего бы не попробовать Final Cut? И я уже никогда не оглядывался назад. Но вот вышел новый Premiere Pro CS3 и он работает только на интеловских Макинтошах; нас заверяют, что никакие старые маковские коды не будут его тормозить. Это портированная для Мака версия совершенно новой программы, которая была заново сконструирована после бегства Adobe с платформы Макинтоша и получила название Premiere Pro. Adobe даже нашла возможным предложить монтажерам, привыкшим работать на Кате, соответствующий пресет клавиатуры, чтобы облегчить переход на Премьер и сохранить привычные горячие клавиши.

Я протестировал бета-версию Premiere Pro CS3 перед тем, как написать эту рецензию. Программа рассматриваласть в основном с точки зрения монтажера свадебного видео в форматах DV и HDV, выполняющего авторинг DVD и экспорт флэш-видео. Для особо любознательных пользователей Ката я также проверил, какие трудности встают перед решившими перейти на Премьер и в чем могут оказаться выгоды такового перехода. Я совершенно не исследовал работу с 24p, корреляцию с пленочными оригиналами, интеграцию с Soundbooth (см. учебный материал Яна Озера Soundbooth tutorial), а также мощный аппарат After Effects. Я не стал углубляться в Encore, хотя Премьер поставляется вместе с этой программой, независимо от того, покупаете ли вы только Премьер или всю гору Production Premium (по поводу горы, см. путеводитель Луизы Винтер).

Установка и запуск
Пять DVD-дисков с полной версией CS3 Production Premium установились на моем походном MacBook Pro Core 2 Duo за два часа. Кроме предупреждения о том, что параметры дисплея недостаточны (у меня 15-дюймовый экран размером 1440 на 900 пикселей, а требовалось как минимум 1280 на 1024), все прошло без шероховатостей и сразу заработало.

Признаюсь, что я волновался, снова запуская Премьер на своем Маке после стольких лет разлуки. Несмотря на то, что это уже не Apple G3 с 233-мегагерцевым процессором, а Core 2 Duo с интеловским 2.16 GHz, запуск приложения все равно занимает около 30 секунд. Если вы привыкли оставлять док на виду, Премьер при запуске оставит для него место.

Премьер Про обладает неярким серым интерфейсом, состоящим из многочисленных секций с закладками, объединенных в передвижное окно. Размеры секций легко изменяются перетаскиванием их границ. Взяв за закладку, можно оторвать любую секцию и переместить ее внутри окна. Это более отлаженный способ управляться с мириадами окошечек, если сравнивать с подходом Ката, хотя изменение их размеров производится идентичным образом. В обеих программах вы можете запомнить понравившуюся конфигурацию окон, а также пользоваться заводскими предустановками для разных видов работы.

Если начать придираться к мелочам уже на этом этапе, то премьеровский интерфейс уж слишком пресен. Проигрывая клип, не сразу и поймешь, какое окно задействовано, несмотря на появляющуюся в нем тонкую оранжевую полоску. Полоса прокрутки почти невидима во многих случаях, что затрудняет нахождение дополнительного контента в соответствующем окне или закладке. Не видя полосы, не догадаешься, что надо прокрутить дальше или открутить обратно, чтобы просмотреть все содержимое. Хорошо бы добавить цвета - поджелтить активное окно, выделить красным полосу прокрутки.

Мне понравилась одна новаторская черточка интерфейса, этакий обрывок полосы прокрутки, появляющийся над закладками, когда их становится слишком уж много для нормального просмотра или когда длинный текст не умещается в окне. Подобно типичной горизонтальной или вертикальной полосе прокрутки, длина обрывка пропорциональна размеру видимого материала и вы можете перетаскивать его туда-сюда, чтобы разглядеть в окошке все, что надо. Это превосходное решение знакомой проблемы.

Премьер позволил мне импортировать все мои катовские файлы в формате DV, даже те, которые были сохранены без полагающегося расширения. Один из них был просто файлом-ссылкой на видеофайл, и Премьер принялся разыскивать недостающий материал. Затем я получил от программы сообщение, что данные не могут быть найдены, и дал команду Премьеру прекратить поиск. После этого он доимпортировал все оставшиеся файлы.

Быстрые клавиши
Для инструментов монтажа Adobe продолжает использовать шоткаты, которые по сравнению с версиями 2, 3 и 4 выглядят необычно. Раньше A обозначало Arrow (стрелка), B - Blade (лезвие), T - Track (дорожка) и т. д. В пятой версии монтажная программа стала использовать V для Arrow, C - для Cut (разрез), A - для выбора дорожки (Track) и т. д. Эти назначения клавиш остаются до сих пор. Самое странное, что нет согласования с остальными приложениями Creative Suite. В Фотошопе, например, есть стрелочка, которую он именует Path Selection Tool (Инструмент выбора пути), а шоткат к нему и есть клавиша A.

Еще один пример такого непостоянства - это наезд-отъезд. В Фотошопе достигается комбинацией клавиш Cmd- или Cmd=, каковые были полностью сымитированы Файнал Катом, возможно, из почтения перед многми монтажерами, овладевшими Фотошопом. Причем Кат использует эту комбинацию во всех окнах - на линейке, в просмотровом окне, на канвасе. Не таков Премьер Про. Комбинации клавиш Cmd- и Cmd= приводят только к смене дорожек на таймлайне, независимо от того, какое окно в данный момент активно. Это вдребезги разбивает modus operandi пользовательского интерфейса. Для наезда-отъезда Премьер Про не использует клавишу Cmd, нажимайте просто - или =.

Хоть Премьер Про и позволяет вам выбрать пресет раскладки клавишей как в FCP 4.0 или Avid Xpress DV 3.5, далеко вам все равно не уйти. Например, при выборе пресета FCP клавиша T означает Track, но ведь в Кате многократное нажатие клавиши T позволяет монтажеру пробежаться по пяти разным инструментам для работы с дорожками: одно Т - выбор клипов впереди, два Т - сзади, три Т - выбор всех клипов на дорожке, четыре Т - выбор клипов впереди на всех дорожках, пять Т - выбор клипов сзади на всех дорожках. Премьер Про не поощряет такой роскоши: нажал Т - выбирай все клипы впереди на одной дорожке, а Shift+T позволяет выбрать все клипы впереди на всех дорожках.

Дизайн интерфейса
Одна из причин, почему я в свое время отказался от Премьера,- это нерациональное использование пространства на дисплее.


Премьер Про CS3 недалеко ушел в этом отношении. Под каждым просмотровым окном располагается панель управления (см. выше), которая установлена строго по центру. Слева и справа от нее - пустое пространство. Если уменьшить размер окон так, чтобы ликвидировать эту пустоту, то видеоэкраны становятся необычно маленькими. И что было не разложить инструменты управления в один ряд или не дать самому монтажеру возможность правой кнопкой мышки выбрать то, что ему в данный момент надо?

Этот дизайн порождает странности вроде закладки Reference (для вектороскопа и монитора формы сигналов), на которой есть свой таймлайн (прямо как на закладках Source, Program и Timeline), а также кнопки "Шаг вперед" и "Шаг назад", но видео на этом таймлайне не проиграешь, как ни дави клавишу пробела. Приходится отрабатывать назад и искать среди закладок, какая из них активная. Но даже закладка Project, под которой перечислены все медийные активы, позволяет проиграть клип с помощью клавиши пробела.

Кстати, о закладке Project. Хотя Премьер Про позволяет работать с несколькими секвенциями и "гнездить" одну секвенцию в другой, одновременно открыть несколько проектов вам не удастся. Открывая один проект, вы автоматически закрываете другой. Это затрудняет работу со старыми проектами, если вы хотите вновь использовать какие-то их эффекты или секвенции. Кроме того, при затаскивании контента из файндера программа не дает монтажеру никаких визуальных подсказок, что она воспринимает этот контент на таймлайне или в окне Project. Пользователям Ката будет явно недоставать этой способности.

В ранних версиях Премьера были иконки, которые появлялись вместе с клипами в списке активов (видео, аудио или оба) закладки Project, чтобы указывать, когда активы использовались на таймлайне. Это облегчало наполнение бинов активами, которые можно было располагать, как удобно, и сразу видеть, что уже использовано, а что нет. К сожалению, ни Файнал Кат, ни Премьер Про CS такого свойства не имеют.

Грамотный интерфейс важен потому, что все ваше время работы с приложением уходит на работу с его интерфейсом. В Кате вы можете щелкнуть по склейке правой кнопкой и наложить переход, а вот в Премьере надо перетаскивать эффект между двумя закладками или идти в меню. На протяжении долгого проекта эти ненужные шаги выльются в часы лишней работы.

Сравнения: Premiere Pro против Final Cut Pro
И тем не менее, Премьер кое в чем превосходит Кат. Проигрывая аудио на повышенной скорости, Кат пытается воспроизводить кусочки звука в реальном времени, чтобы не изменять тональность. В результате получается неразборчиво, так как часть звука пропадает. Премьер же просто воспроизводит звук так, как мы его слышали бы, проигрывая магнитофонную ленту с измененной скоростью. Весь звук слышится полностью, тональность же сдвигается вверх или вниз, в зависимости от того, ускоряли мы воспроизведение или замедляли. Все же наш мозг гораздо лучше воспринимает цельный звук, нежели высеченные из него маленькие кусочки.

Титровалка в Премьере куда лучше родной катовской. Тем не менее, она до сих пор существует отдельно от всего остального, наподобие Бориса, вставленного в Кат. Сравнивая лучшее из имеющегося в обеих программах: титровалку Премьера и Boris Title 3D,- я бы сказал, что премьеровский интерфейс тут побеждает, потому что позволяет монтажерам видеть и настраивать почти любые параметры в одном окне, а вдобавок видеть видео за титрами. К тому же Премьер на лету изменяет титры в окне Program по мере того, как вы работаете.

Интересно посмотреть, как разные программы нелинейного монтажа интегрируют прокрутку колеса мыши на линейке. Премьер предполагает, что вы собираетесь прокручивать таймлайн вправо-влево. Кат предполагает, что вы будете прокручивать видео- и аудио-дорожки вверх-вниз, переходя на таймлайне с видеодорожек на аудио. Кат делает все правильно, но интерфейс Премьера удобнее, если вы, как и я, привыкли монтировать прямо на линейке.
Примечание переводчика:Apple Mighty Mouse позволяет монтажеру прокручивать линейку в любом направлении, хоть вертикальном, хоть горизонтальном. Наверняка есть и шоткат, который можно использовать для достижения этой цели с обыкновенной мышью с колесиком.

Кроме того, "гнездя" одну секвенцию в другую, Премьер выводит статичные изображения из "угнездившейся" прямо на таймлайн. Кат все не найдет способа сделать также. С другой стороны, вектороскоп и монитор формы сигналов в Кате оказываются гораздо полезнее и точнее, чем в Премьере. Они динамично изменяются с каждым кадром, а работая с премьеровскими я так и не понял, что и когда заставляет их среагировать на движение проигрывающей головки по видеоматериалу.

Я нахожу, что в Кате автоматическое сохранение проекта требует значительно больше времени, нежели ручное, поэтому я зачастую его отключаю. Один раз я сумел "завалить" Премьер и мне потребовался Force Quit. Несмотря на то, что автосохранение было включено, проект, когда я перезапустил программу и открыл его, оказался девственно пуст. Не записалось совершенно ничего. Я немедленно проиграл этот сценарий заново: поработал с проектом, записал вручную, потом еще поработал, позволив программе сделать парочку автосохранений, а на третьем вызвал Force Quit, как только увидел, что Премьер показывает мне окно автосохранения. Тут Премьер сообщил об ошибке, пообещал попробовать сохранить изменения и закрылся. Я немедленно его перезапустил, но изменения, которые были якобы сохранены двумя успешными автосохранениями, были все же утеряны.

Экспорт и интеграция приложения
Большое достоинство пакета CS3 - это интеграция. Например, вы можете экспортировать флэш-видео прямо с линейки, используя Adobe Media Encoder, который выскакивает в виде отдельного окошка, подобно титровалке. Он позволяет задействовать полезные кнопки управления, вроде обрезки кадра. Беда только, что при попытке обрезать кадр слева я получил pillarbox. Adobe Encoder не умеет автоматически растягивать видеоизображение, поэтому приходится деликатно подрезать пикселя слева и справа, чтобы вручную подыскать подходящие пропорции для заполнения всей площади кадра.

Как и в программе Final Cut, экспортируя что-либо из Премьера, вы должны прекратить работу над проектами. Используя же отдельную программу для сжатия, вы можете спокойно продолжать монтаж в своей любимой программе. Так что я бы не стал отказываться от сторонних инструментов сжатия. Кроме того, эти программы предлагают более широкий набор настроек и инструментов управления изображением, нежели Премьер.

Двойной щелчок по произведенному Премьером файлу FLV - и открылся Adobe Flash Player! Однако кино посмотреть не удалось, клип просто не открывался. Несмотря на широчайшее распространение флэш-видео, оно до сих пор остается трудным для работы форматом. Так что я загрузил с интернета пару других плееров, тоже бесплатных, как и Adobe Flash Player, и спокойно просмотрел свой клип. Оба прекрасно работали, поди пойми, что к чему!

Я также попробовал Adobe Clip Notes (внизу), которая укладывает видео в формат PDF, чтобы клиенты или соавторы могли открыть документ, просмотреть видео и отрецензировать, а затем вернуть вам файл с сохраненными в нем комментариями. После этого Премьер Про его импортирует и по таймкоду отыскивает комментарии, чтобы вы их прочитали. Опций при экспорте в Clip Notes поменьше, чем при экспорте флэш-видео и, несмотря на то, что по умолчанию должен экспортироваться файл с размером кадра 640х480, Акробат показывал мое видео сжатым по горизонтали. Я открывал экспортированный файл и на интеловских Маках, и на Маках PPC - везде одно и то же. Поскольку видеофайл оказывался внедрен в PDF, я так и не смог протестировать его на других плейерах, поэтому мне до сих пор непонятно, какая часть цепочки дает сбой: Акробат, Clip Notes или Премьер Про.

Итак, я посмотрел видео в Clip Notes, написал несколько замечаний, а затем нажал кнопку Export, чтобы в отдельном файле записать только свои комментарии. Импортирование этих комментариев назад в Премьер Про привело к появлению нескольких маркеров на таймлайне. Двойной щелчок по любому из них открывает отдельное окно с комментариями рецензента, и вы можете переходить внутри этого окна от одного комментария к другому. А вот чего вы не сможете, не закрывая окна, так это просматривать свое видео, так что может оказаться не очень ясно, к чему относятся комментарии. Да и вообще ничего в Премьере не будет доступно, пока не закроете окно комментариев. Очень похоже на попытку открыть дверь в квартиру, когда ваши руки полны пакетов из супермаркета. Необходима дальнейшая интеграция, чтобы данная функция заработала должным образом.

Работа с HDV
Моим первым сюрпризом при работе с видео в формате HDV было открытие того, что "Экспорт на ленту в этом монтажном режиме не поддерживается". Затем, при проигрывании HDV-клипов, импортированных из Ката, их периодически заедало на каком-нибудь кадре, и что бы я ни делал, с места они уже не трогались - хоть на линейке, хоть в окне просмотра источников, и даже маленькие превьюшки в списке окна Project застревали намертво. Прекрасно помогало закрывание и открывание проекта заново, все начинало снова вертеться. Вполне возможно, это недоработки бета-версии, которую я тестировал, или просто Премьер не до конца понимает, как обходиться с файлами, захваченными Катом.

Когда же клипы работали, я смог проиграть два HDV-клипа с внешнего жесткого диска USB в реальном времени (на склейку клипов на линейке был наложен наплыв). Когда следует, Премьер Про уменьшает частоту кадров, снижает качество изображения, чтобы добиться наиболее реального воспроизведения видео, причем может изменять оба эти параметра (частоту и качество) одновременно или поодиночке. Я не смог обнаружить пользовательских настроек, позволяющих регулировать эти динамические изменения, как это возможно в Файнал Кате.

Регулировки звука и движения
Хотя микшер в Премьере выглядит посимпатичнее катовского, он менее интуитивный. Во-первых, так сразу начать двигать ползуны не получится, надо сначала переключить их из положения "read" в положение "write". Это лишний шаг. Во-вторых, регулируя звук с помощью ползунов, вы все равно не заметите этих изменений на линейке, пока не включите показ громкости дорожки (Show Track Volume), а это не то же самое, что регулировка громкости клипа (Clip Volume control), которое тоже влияет на громкость того, что вы слышите. Оба одновременно не увидеть.

Кат вдобавок позволяет регулировать громкость в просмотровом окне Viewer. В Премьере же я смог только посмотреть на звук, тогда как в Кате могу регулировать громкость и баланс с невероятной точностью, для чего предусмотрено увеличение размеров звуковой волны с целью удаления щелчков микрофона или электрических разрядов.

Что касается регулировок движения, то Премьер помогал мне облегчить процесс подвижки-маркировки, подвижки-маркировки лучше, чем Файнал Кат. Он также сразу понимал, что используя кривые Безье, я хочу добиться мягкого поворота. Хотя выбор клипов для подвижки, создание самих отметок и добавление падающих теней в Премьере происходит более неуклюже, чем в Кате.

Многокамерный монтаж
Монтаж многоклиповых и многокамерных секвенций остается нелегким делом и в Кате, и в Премьере, но я снимаю шляпу перед решением Премьера позволить мне монтировать на нормальной линейке, где я мог легко подравнять видеоклипы и выставить соответствующий звук (на первой дорожке). Эта программа также предоставляет лучший вариант предпросмотра, в котором наконец-то применяется ярко-желтая рамка для выделения активного окна.

Заключительные соображения
Вы уже, наверное, уловили, что я хочу сказать. Премьер Про CS3 - добротный инструмент и достойная новая программа для монтажеров на Макинтошах. Он предлагает много возможностей, порой наравне с Файнал Катом. Выглядит он очень отполированным, несмотря на то, что это всего лишь версия 1.0 для интеловских Маков (а я тестировал и вообще бету!). Но когда дело доходит до продвинутых регулировок, отзывчивости продукта и более тонкого контроля за дествиями при монтаже, Файнал Кат от начала до конца предоставляет гораздо больше, чем Премьер Про. Премьер выглядит хорошо и выполняет поставленную работу, тогда как Файнал Кат покоряет своей мощью.

Разобраться в Премьере было легко, и для тех, кто стремится овладеть им, как частью Adobe CS3 Production Premium, хорошая интеграция составных частей обеспечит легкие переходы от одного приложения к другому, а также уменьшит количество промежуточных стадий при необходимости выйти из программы нелинейного монтажа.

Комментариев нет: