пятница, сентября 21, 2007

Открытие и ведение вашего собственного бизнеса в креативной индустрии, часть 1

Автор - Уолтер Бискарди.



Это перевод первой части из 4-частевой статьи "Открытие и ведение вашего собственного бизнеса в креативной индустрии", которая публикуется на портале Creative COW. (Если кто удивлен, то это не "Креативная корова". Creative COW означает Creative Community of the World - "Креативное мировое сообщество", если хотите.) Перевод делается с разрешения автора и Creative COW. Итак, слово Уолтеру Бискарди:

Мы начинаем эту серию вопросом: "Вы готовы? Вы действительно готовы пойти в одиночку и стать своим собственным боссом?" Прежде, чем вы скажете да, поразмыслите над следующим.

Недавно я опубликовал на этом блоге отчет о том, как мы с Бобом Зелиным (на фотографии), моим коллегой по Creative COW, реконструировали мою студию и какое это было чудесное занятие.

Неожиданно для меня, отклик одного из читателей содержал сомнения в том, что мне стоило громоздить все эти постройки. Он не поверил тому, что для своего маленького бизнеса необходимо так много железа.

Его письмо вдохновило меня на размышления о том, как люди запускают свое дело в креативной индустрии. Все с чего-то начинают и ни у кого в начале нет столько оборудования, как у меня в студии. Так что на протяжении нескольких недель я поделюсь с Вами некоторыми соображениями о том, как начать и построить свой бизнес. Используйте те из моих советов, которые вам больше всего понравятся, и когда найдете что-то, что и для вас пригодилось, поделитесь советом с другими. В этой части я начну с самого начала, а в финальном посте напишу о расширении существующего дела. Будет время и обсудить другие вопросы, касающиеся текущих проблем бизнеса. Так что, давайте начнем.

Вы готовы?
Простой вопрос. Вы готовы вести собственный бизнес? Все классно, оборудование и программное обеспечение сравнительно недороги, друзья думают, что у вас не будет никаких проблем и вы построите успешный бизнес. Так почему бы и нет? Ну, вы же знаете, что существует миллион причин, "почему нет", но если никогда не попробовать, то зачем нам такая жизнь, правда? Ладно, вот вам немного пищи для размышлений, если вы так уж всерьез задумались о своем бизнесе.

Мужики, а что с моим проектом?
Итак, какой у вас опыт в этой индустрии? Будьте очень честными перед собой, отвечая на этот вопрос. Очень легко, посмотрев рекламный ролик, или фильм, или музыкальный клип, сказать: "Ну, я-то могу и получше сделать!" Может, и можете, а делали? Я хочу спросить, вы и вправду делали что-то лучше, чем клип, который вы сейчас смотрите? Сделали в короткий срок, не перерасходовали бюджет?

Громче всего в этой индустрии диктуют свои правила дедлайны. Неважно, что находится в производстве: церковное видео для воскресной телепроповеди или очередной эпизод "Офиса" для NBC. Вам надо успеть к дедлайну каждый раз, снова и снова. Не успеете всего один раз и это может означать конец всего вашего бизнеса. Креативные способности, если честно, ничего не стоят, если ваш проект не сдан вовремя.

Прессинг дедлайна - вот что чаще всего обрекает на неудачу новичков в этом бизнесе. Это нечто, совершенно не поддающееся описанию, поскольку понятие сроков в креативной индустрии не похоже ни на какую другую отрасль. Во всех остальных видах деятельности сроки, если можно так выразиться, черно-белые. Товар доставлен вовремя, подписан новый контракт, дом построен и т. д. Все такое черно-белое, определенное, конечный продукт можно подержать в руках, встать перед ним на тротуаре, положить на полку подписанный контракт, все понятно. Если конечный продукт должен успеть к сроку, например, новый теннисный мячик, так вот он у вас в руках, смотрите сами и показывайте другим.

Креативная же индустрия просто торгует идеями. Ясное дело, в конце проекта к этим идеям оказывается привешен DVD-диск или телешоу, но продаем-то мы только креативные идеи. И это ставит нас в полную зависимость от наклонностей, идей, прихотей, зачастую перемен настроения нашего клиента. Я оказывался в ситуации, когда мы проработали над проектом девять дней, а за 36 часов до эфира продюсер вдруг полностью сменил свое представление о том, как должно выглядеть шоу и теперь будет сценарий. Сроки не поменялись, эфир все равно через 36 часов. Неважно, что во время всех девяти дней монтажа я тщательно следовал сценарию, а в конце каждого дня результаты моей работы тщательно сверялись со сценарием. Он вдруг устарел и хотят, чтобы я все переделал за 36 часов.

Ну и что делать? Не скажешь ведь, что товар изготовлен и уже отправлен по магазинам. Не скажешь, что уже поздно заказывать новую партию заготовок, чтобы выточить другую деталь. Это же просто видео, что тут такого сложного - переставь кадры, как надо продюсеру да и вся недолга! Что делать, я спрашиваю, сорвать им сроки или напиться кофе и монтировать до утра? Не забывайте, что это ваш бизнес, так что решения принимаете вы сами.

Существуют удивительно талантливые люди, которых заманивает относительная легкость открытия собственной студии. Софт и "железо" недороги, так почему бы не пойти своим путем? Однако софт и "железо" - только малая часть из того, что потребуется для открытия вашей продюсерской компании, творческой мастерской, монтажного бутика или что еще вы там затеяли. Способность справляться с дедлайнами, вне зависимости от того, откуда они вдруг прилетят или куда сдвинутся,- очень большая составляющая успеха креативного бизнеса.

Так что будьте очень честными перед собой и решите, сделаете ли вы все возможное для того, чтобы не сорвать никакие сроки. Забудьте работу с девяти до пяти. В сутках 24 часа и приготовьтесь использовать каждую минутку, если хотите оставаться собственным боссом. От этого зависит ваша репутация. И только опыт научит вас, как справляться с нажимом дедлайнов.

На случай, если вам интересно, чем дело кончилось... К моменту перемены сценария я уже проработал на монтаже 12 часов. Оставшиеся до выпуска 36 я продолжал монтировать без остановки и успел! Шоу вышло в эфир и меня выдвинули на звание "Монтажер телевизионного сериала" на одном нью-йоркском фестивале. Звания меня не удостоили, а вот от тяги к кофе я с тех пор так и не могу избавиться.

Ты мой босс
Для новичков в этой индустрии - выпускников колледжей или тех, кто решил поменять профессию,- поработать на другого имеет несомненные преимущества.

Одно из них - возможность впитать как можно больше. Например, как управлять компанией? Неважно где вы оказались - в крохотной студии или на фирме с тысячей работников - впитывайте все, что происходит вокруг. Примечайте, как оборудована ваша монтажка. Что вам в ней нравится, а что нет? Спросите кого-нибудь, почему она именно так оборудована. Как обращаются с заказчиками? Как выписываются счета и каковы расценки? Как они их установили? Какие приманки фирма предлагает клиентам, типа закусок и напитков, или игр? С какой стати? Не будьте приставалой и не спрашивайте обо всем подряд, примечайте молчком и задавайте вежливые вопросы при удобном случае, но впитывайте все происходящее вокруг, особенно, если это успешная компания. Если же они не процветают, то попробуйте понять, что можно усовершенствовать, и предложите свои идей начальству, если считаете это возможным.

Работа на фирме также означает работу среди более опытных людей, чем вы. Учитесь у них. Из моего опыта, я начал работать на CNN и понятия не имел, что такое вектороскоп или осциллограф, пока кто-то из старших не объяснил. Занятно, что на форумах Creative COW постоянно кто-нибудь о них спрашивает. Я также понял, что научившись очень быстро монтировать, я понятия не имел, как рассказать историю. Я просто склеивал клипы в соответствии со сценарием и даже не задумывался, как они смотрятся. Два удивительных монтажера взяли меня под крылышко и выучили, как сплетать рассказы, а не просто давить на кнопки в монтажке. Такому не научишься ни по книгам, ни по интернету, ни в классе.

Работая на кого-то, можно лучше сфокусироваться на своей задаче. Если вы, скажем, дизайнер-график, то все, что от вас требуется - это создать замечательную графику в соответствии со спецификациями конкретного проекта. Чем меньше фирма, тем больше исключений из этого правила, но, в основном, вся ваша забота - это выполнение именно того задания, которе вам дали. У вас найдется время попрактиковаться, опробовать новую технику и т. д. В свое время на CNN я баловался с каждой единицей оборудования, к которому меня там пускали, включая и новую штуку, появившуюся в один прекрасный день и называвшуюся Авид. Она была такая замечательная, что я не уходил после работы, а продолжал практиковаться и оттачивать монтажное мастерство.

Неважно, где вы работаете - в продюсерской студии или в отделе по связям с общественностью транспортной конторы - вам придется повстречать множество разных клиентов со своими характерами. Каждый клиент неповторим, а что срабатывает для одного, может не сработать для другого. После CNN я пошел нанялся в казино "Курорт Фоксвудз", в их отдел рекламы, и работал с очень реальными заказчиками, хотя все они были просто отделами Фоксвудза. Маркетологи, рестораны, отдел развлечений, транспортный отдел, гостиница, управдом, музей,- у всех были проекты для нашего отдела, больше 200 проектов в год. В каждом отделе был свой стиль, более того, к разным людям внутри каждого отдела требовался свой подход. В CNN я ничего подобного не встречал, там мы делали более-менее одно и то же, хотя продюсеры и менялись. А в казино мне надо было угодить чуть не сотне народу, и у каждого были свои представления о проекте, который мы с ним делали. Это был самый ценный опыт из всего, с чем мне приходилось сталкиваться в жизни, и скажу вам, в классе такому не научишься.

Работая на другого, обычно сталкиваешься с кучей всякого оборудования. Нет лучше способа понять, как что-то работает, чем приложить к нему свои руки. Если вам повезло, то на фирме есть свой инженер. Поговорить с этими ребятами - одно удовольствие! Они просто счастливы ответить на все ваши вопросы. Я использую малейшую возможность побеседовать с инженерами, поскольку зачастую кусочки информации, которую они так охотно мне передают, оказываются просто бесценными самородками при планировании, ремонте или перенастройке оборудования в нашей студии.

И наконец, работа для кого-либо дает вам шанс заслужить репутацию. Ваш начальник, заказчики, продюсеры, другие креативщики - все получают возможность увидеть результаты вашего труда и наблюдать ваши привычки на рабочем месте. В этом бизнесе все построено на устных рекомендациях, так что чем лучше вы выстроите свою репутацию еще до открытия собственного бизнеса, тем выше шансы на успех у вашего нового бизнеса.

Вспоминая мой опыт, я провел пять лет в CNN, два года в казино Фоксвудз и еще год в одной корпорации, прежде чем я с напарником основал собственную компанию, а тремя годами позже создал Biscardi Creative. Каждый шаг на этом пути я воспринимал как возможность чему-то поучиться. CNN научил меня рассказывать истории, в Фоксвудзе я узнал, как планировать и оборудовать монтажную студию, работа с партнером дала уверенность в том, что я могу управлять своим собственным бизнесом.

Так спросите у самих себя, вы и вправду готовы к свободному полету или вам будет куда лучше работать в чьей-то студии? Если сейчас вы работаете на кого-то, сумели ли вы сделать себе достаточную репутацию и научились ли там чему-то полезному, чтобы пойти по своему пути?

Концентрация, концентрация, концентрация
Первейшая ошибка, которую совершают люди в этой отрасли бизнеса, это неспособность сконцентрироваться на том, что у них хорошо получается. За всем не угонишься. Если вы попытаетесь делать сразу (или по очереди) все, то у вас получится, как говорят в Америке, о-кей. Но если вы сосредоточитесь на одной или двух областях, то у вас есть потенциал стать в них очень большим умельцем.

В моем случае, я монтажер, который с годами поднабрался умений в After Effects и графическом дизайне, так что с тех пор, как у меня появился свой бизнес, я занимаюсь пост-продакшеном. Монтаж, графический дизайн, цифровой композит и кое-какие спецэффекты - вот на чем мы зарабатываем. Соответственно, все наши затраты идут на закупку оборудования для пост-продакшена и его маркетинг. Я могу и поснимать на камеру, но у нас в Атланте полно профессиональных операторов, которые это делают куда лучше меня, так зачем мне тратить свое время и время заказчика на съемку? Мой заказчик заслуживает наилучшего оператора из всех, кого я могу для него отыскать, а это уж точно не я. Вот я и фокусируюсь на пост-продакшене.

На чем же сосредоточиться вам? Что бы это ни было, свою энергию и деньги вам надо тратить именно на это. Наша отрасль изменяется буквально каждый месяц - появляются новые программы, новое оборудование, новые стандарты, новые технологии и т. д. От этого голова может пойти кругом и уследить за всем просто невозможно. Так что не теряйте из виду хотя бы то, что вам на самом деле нужно. Знайте лучше всех то, что у вас получается лучше всего. Чтобы не терять из виду всего остального, подружитесь со знающими людьми, посещайте форумы Creative COW, ресурсы там бездонные.

Меня часто спрашивают о видеокамерах, потому что я работаю с огромным количеством разных форматов. Честно скажу, все, что я о них знаю, это то, что я вижу на экране, когда просматриваю снятый на них материал, а также то, что удалось выведать у моих приятелей-операторов и у фирм-производителей. Если у меня возникнет вопрос о камерах, то я пойду и спрошу оператора или пороюсь на форуме Creative COW. А на самом-то деле мой самый больной вопрос о любой камере - это в каком формате она снимает и какая частота кадров у материала, который мне принесли. Вот что мне важно при монтаже. Линзы, фильтры, мат-боксы, скорости затвора и все такое,- это операторские заморочки, мне всего-то и надо знать, как захватить материал и как его потом монтировать.

Мой бизнес возмужал и мы теперь предлагаем решения под ключ - от сценария до экрана, но это только потому, что я с годами собрал прекрасную команду, которая может выполнить любой проект, появившийся на пороге нашей студии. Но моей зоной ответственности остается пост-продакшен, а для написания сценариев, продюсирования и съемки я нанимаю других.

Так на чем же сосредоточиться вам? И кого позвать, чтобы они помогли во всем остальном? Два вопроса самому себе...

И швец, и жнец, и на дуде игрец
Завести свой бизнес - замечательная идея. Это просто-таки сон наяву. Но вот что я упустил - вы же теперь в ответе за каждое свое решение. То есть креативные дела - это классно, это я умею, только где же будет мой офис? Какие туда поставить кресла? Где купить мебель? Сколько мне нужно канцелярских скрепок?

Я вот что хочу сказать. Став своим боссом, отныне вы в ответе за все: от выбора шрифта для собственной рекламной брошюры до телефонной компании, которая будет предоставлять вам услуги междугородной связи. Это все такие скучные мелочи, которые многие из нас не берут во внимание, когда решаются завести свой бизнес.

Вам нужно будет управлять своими финансами, оборудованием и оснащением, программным обеспечением, клиентами, маркетингом, собственными навыками, портфолио, конторскими припасами, налогами и т. д., и т. п. Да, чуть не забыл, вам надо быть жутко креативным и соблюдать все сроки, чтобы клиенты были счастливы.

Нисколько не хочу никого запугивать, просто предупреждаю по-честному. Как только вы решите открыть свой офис, вам придется стать пословичным швецом и жнецом и бог знает кем еще. Если вы к этому не готовы, захлебнуться можно очень быстро. Мне повезло, у меня замечательная жена, она же и партнер по бизнесу, который отвечает за финансово-административную сторону, а мне остается креативная и техническая. Пока не поздно, сделайте список всего, чем придется заниматься и поищите кого-нибудь, кто мог бы вам помочь при необходимости.

Проглотите свою гордыню
Те, кто уже поработал в этой индустрии, уже хлебнули достаточно. Те, кто только приступает, приготовьтесь к очень грубому пробуждению. Клиент всегда прав. Повторяю, клиент всегда прав. Теперь повторяйте вы, пока не запомните на всю жизнь. Если не верите, лучше не начинать свой бизнес.

У меня бывали ситуации, когда я излагал свою творческую идею клиенту, подкреплял ее рисованными набросками, пантомимой, мне в ответ энергично кивали и мы били по рукам. Иду, ваяю свой проект, показываю им черновой монтаж, а у них глаза стеклянные: "Ну-у, это совсем не то, что я ожидал увидеть. Вы не могли бы сделать то, что вы мне тогда так хорошо показали? Мне надо вот так, так и вот так."

Сидящий во мне великий художник уже готов сказать им все, что он думает по поводу ихнего "вот так". После всех-то моих детальных объяснений я провел пять дней воплощая свою идею, а теперь они смеют мне говорить, что им не нравится! Однако сидящий во мне хозяин бизнеса быстренько соглашается и я говорю: "Да конечно! Сейчас переделаю, не проблема."

Идеями и гордостью счетов не оплатишь. А вот деньгами заказчика можно. Хотите вести свой бизнес, свыкнитесь с мыслью, что Заказчик всегда получает то, что угодно Заказчику. Ваша первейшая задача - дать Заказчику то, что ему надо, в наиболее креативной и профессиональной манере. Я постоянно повторяю, что мне нет дела до того, что клиенту хочется зеленого неба, синей травы и красных человечков. Если уровень моего видео соответствует телевизионным спецификациям, заказчик доволен и моя работа оплачена, пусть так оно и будет. Ясное дело, я не промолчу и предложу свое видение картины, но в конце концов на экране будет то, чего хочет клиент. Деньги-то его, не мои.

Усвойте заранее, не все из того, что произвела ваша студия, будет вам нравиться. Если вам какая-то ваша работа не понравилась, не выставляйте ее на своем вебсайте и не включайте в портфолио.

Итак, вы способны проглотить свою гордыню и сделать в точности то, чего хочет ваш заказчик, а не то, что вы думаете ему надо? Если вам непонятна эта простая концепция, то вы еще долго не увидите чеков от ваших заказчиков.

А что у вас в карманах?
И под конец, один очень простой вопрос насчет вашего бизнеса. Готовы ли вы обходиться без какого-либо дохода в течение долгого времени, месяцев эдак 12? Достаточно ли стабильна ваша финансовая ситуация, чтобы вы могли не зарабатывать деньги на вашем новом бизнесе?

Согласно старой пословице, не потратишь, не заработаешь. Чтобы начать дело, надо закупить оборудование. Надо потратиться на кое-какой маркетинг, например, обзавестись веб-сайтом, заказать визитные карточки, возможно, изготовить портфолио. Тем временем, счета не перестанут появляться в почтовом ящике. Так сумеете ли вы найти все эти деньги на первоначальное обзаведение, продолжать платить по счетам и не зарабатывать ни цента на вашем новом бизнесе еще 12 месяцев?

Больше тут добавить нечего, кроме как посоветовать вам подумать и посчитать хорошенько. Потребуется какое-то время, пока ваши доходы сравняются с расходами и вы сможете платить самим себе, так что убедитесь в своей финансовой стабильности, не загоните себя в угол. В моем случае, жена помогала очень много и несла все расходы, пока мой бизнес не начал приносить какие-то барыши.
---------

Ну вот и все для начала, вам есть о чем подумать вне зависимости от того, готовы вы или не готовы открыть свой бизнес. Поймите меня правильно. Я не пытаюсь вас запугать и сказать, чтобы вы не открывали собственный бизнес. Это очень волнующее дело и зачастую люди смотрят только на его положительные стороны. Если сделать все правильно и добиться успеха, то это будет, пожалуй, самое прекрасное, что вы сделали в своей карьере. Я просто даю вам сверку с реальностью, пока вы не прыгнули вниз, зажмурив глаза.

И не принимайте все, что я написал, на веру. Обязательно проверьте все, что нужно проверить, поговорите с семьей, с друзьями в своей отрасли. Соберите столько информации, сколько вы считаете вам нужно, чтобы принять правильное решение.

Конец 1-й части

Комментариев нет: