воскресенье, марта 30, 2008

Новый способ потратить 587 руб. 80 коп.


Несколько дней назад я заметил, что на официальном вебсайте Apple появилась новая инструкция. Те, кто собирается сдавать сертификационный экзамен по Final Cut Pro, но не хотят сразу выкладывать US$150, а не прочь бы полюбопытствовать, что за экзамен такой, могут теперь пройти пробу. Всего за US$25 можно сдать так называемый учебный экзамен и хорошенько разобраться в его структуре и типах вопросов, предлагаемых желающим получить сертификат пользователя Final Cut Pro. Для этого надо иметь надежный доступ к Интернету (не обязательно с Мака, можно использовать и PC), владеть карточкой Visa, American Express, Master Card (или срисовать все необходимые реквизиты у друга) и знать английский язык (или позвать переводчика, знакомого с профессиональной терминологией видеомонтажа). Доступ к экзамену повсеместный, то есть не только из учебных центров Apple, но и из дома, с работы, из школы и т. п.

Учебный экзамен в два раза короче настоящего - всего 35 вопросов вместо 70. Время на него тоже покороче - один час вместо полутора. Результаты, как и на настоящем экзамене, узнаете сразу. Зато, в отличие от сертификационного экзамена, все ваши неправильные ответы, если таковые были даны, после окончания экзамена будут вам доступны на экране компьютера и можно будет проанализировать свои слабые стороны. Кроме того, тренировочный экзамен можно сдавать с открытыми руководствами и пособиями по Final Cut Pro.

Подробная инструкция по подготовке к сертификационным экзаменам по Final Cut Pro находится на вебсайте Apple.

четверг, марта 20, 2008

Плагины для Final Cut Pro - Final Effects Complete



Это не гусиная кожа, хотя уральское лето не способствует позированию a la naturel. Это я имитировал поверхность ковра - видите узелки? Такие гобелены можно плести в Final Cut Pro, используя плагины, поставляемые артелью Бориса Ямницкого. Вебсайт Blogger.com экономит место на сервере и сильно уменьшает размеры картинки, поэтому качество хромает. Жаль, эффект получился интересный. Плагины Final Effects Complete можно бесплатно загрузить с вебсайта Boris и они будут сохранять полную функциональность на протяжении 15 дней.

Больше деталей рисунка на коже ящериц можно рассмотреть на просмотровой странице здесь.

Плагины для Final Cut Pro - «Повреждения»

Digieffects разрабатывает и продает плагины для Adobe After Effects, Combustion и Adobe Premiere Pro: Berserk, Cinelook, Walker Effects и другие. «Повреждения» - это первый набор плагинов для Final Cut Pro, предлагаемый компанией. Это наилучший способ разрушить картинку на вашем мониторе - плагины имитируют эффекты воздействия на телевизионный сигнал дрянных комнатных антенн, битых кабелей, старых телевизоров, высотных зданий через улицу, аналоговых и цифровых повреждений видеоматериала, засохшего мушиного дерьма на экране дедушкиного телевизора...

Нет, насчет дерьма я, конечно, приврал. Зато плагин «Блокада» придаст картинке вид материала, снятого сотовым телефоном, а плагин «Артифакт» пририсует на экране кубики и прочую гадость, характерную для приема спутниковых программ в плохую погоду или имитирующую воспроизведение дефектного цифрового видео (например, ошибки при дискретном косинусном преобразовании - это такое преобразование блока отсчетов изображения в блок спектральных коэффициентов... э-э-э, короче, я же сказал, "кубики"). В комплект ценой 99 долларов включены еще два плагина.

Загрузить плагины для Final Cut Pro (пробная версия) можно на сайте Digieffects.

среда, марта 19, 2008

Шаблон зрительского отзыва

Голливудские и менее крупные студии не связываются с таким специфическим делом, как подбор зрителей для тестовых просмотров. Если позволяет бюджет, эту работу поручают специализированному агентству и оно подыскивает соответствующий фильму кинозал, а также отбирает аудиторию, которая наиболее сходна с целевой аудиторией будущего фильма. Это же агентство разрабатывает опросник для зрителей и расплачивается с ними прямо в зале при получении заполненных опросников. Например, после одного из тестовых просмотров «Холодной Горы» (Уолтер Мурч, который смонтировал «Гору» с помощью Final Cut Pro, присутствовал в зале и сидел на одном из задних рядов, чтобы наблюдать за реакцией зрителей) каждый из опрошенных получил конвертик с 20 долларами.

Не знаю, проникла ли такая технология в Россию или нет, у нас все проще. Родственники и знакомые приходят со своим пивом и рассаживаются по стульям лицом к экрану, если это возможно, а когда фильм закончился, долго спорят о том, кому бежать за пивом.

Американский сценарист Джон Август, видимо, тоже столкнулся с проблемами неформальной зрительской реакции на пробных просмотрах и сделал простенький опросник, который я перевел для удобства российской аудитории. Немалое внимание в его советах уделено необходимости как следует поблагодарить тех, кто пожертвовал полутора часами своего времени, чтобы помочь создателям фильма. Чтобы этого не забыть, Джон включил слова благодарности в конце анкеты.

четверг, марта 13, 2008

Добрый сварщик, злой битломан и шериф-философ

Я давно собирался написать здесь о том, как братья Коганы монтируют свои фильмы, но дожидался возможности посмотреть их последнее творение - "Старикам тут не место". Как-то в лом было писать о создании чего-то мной не виданного.

А посмотрел - и писать расхотелось. Таких нелепиц я давно не видел, чуть ли не со времен "старого" Болливуда, когда персонажи ни с того, ни с сего ударялись в пляс или запевали длинную песню. Взять лишь когановского сварщика Мосса, который пошел на охоту, украл у бандюков 2 миллиона долларов, однако вместо того, чтобы сразу податься в бега, он вернулся на место преступления, чтобы напоить водой одного из умирающих там бандюков. Видимо, создателям фильма нужно было придать ему какие-то положительные качества, вот они и выбрали сострадание. Примеров плохо мотивированного поведения в фильме много.

Но все же, как это монтировалось? Коганам уделено немало места на сайте Apple, они рассказывают о своей работе в подкасте на iTunes. Как известно, монтажер им не нужен. Еще со времен, когда традиционный монтаж велся на пленке, Джоэл и Этан монтировали самостоятельно под псевдонимом Родерик Джейнс. Процесс напоминал конвейер - Этан отсматривал материал и размечал дубли на вертикальной Мовиоле, а затем передавал работу его Джоэлу, который и монтировал на горизональном монтажном столе фирмы KEM. Их это полностью удовлетворяло до начала работы над фильмом "Нестерпимая жестокость", когда братьев убедили попробовать цифровые методы. Apple помог им собрать монтажную студию, которая сильно напоминала их привычную методику. Все последующие фильмы монтировались там, а цифровой процесс расширялся от фильма к фильму, постепенно вытесняя, но в то же время копируя традиционные методы, отступать от которых братья никак не хотели.

В своих интервью Джоэл и Этан бодро признаются в своей компьютерной неграмотности, но заявляют, что прониклись чувствами к Final Cut Pro, поскольку программа позволила им не отходить от привычной методики работы. Поначалу два Же-пятых были соединены в простенькую сеть с использованием стандартных соединений Ethernet. Каждый из братьев работал со своими отдельными файлами проектов. Этан отсматривал дубли и отбирал подходящие планы, сохраняя проект на своем компьютере. По готовности проекта, Джоэл отыскивал его по сети и копировал на свой компьютер, а потом собирал эпизоды на линейке. Джоэл добавляет:
"У нас не слишком-то высокотехнологичный подход. Мы работаем вместе на разных системах в одной монтажке. Ключевой элемент трудового процесса - гостиничный звонок. Когда Этан готов для передачи мне проекта, он брякает по звонку. Я слышу звон и понимаю, что файл для меня готов. Вот ключ к нашему стилю!
Со времен работы над "Жестокостью", монтажка расширилась. Для работы над "Стариками" Коганы раскошелились на две системы, соединенные с сервером Apple Xserve по технологии Apple Xsan. В прошлом они передвигали DV-файлы между двумя компьютерами по кабелю Ethernet, более модерновая сеть позволяет осуществлать доступ к "расшаренным" файлам с обеих монтажных станций. Но братья по-прежнему работают каждый со своим проектом, и когда Этан сохраняет проект и закрывает его в Final Cut Pro, над ним начинает работать Джоэл, собирая эпизоды.

"Старики" были сняты на 35-миллиметровую пленку. С нее материал был отсканирован в файлы HDCAM, а также на FireWire диски - в формате DVCPRO HD. Эти диски отправили в монтажную студию, где их содержимое скопировали на диски, к которым имел доступ Xsan. "Нестерпимую жестокость" монтировали вообще в формате DV, но при работе над последним фильмом было решено воспользоваться лучшим разрешением, характерным для DVCPRO HD. Тем временем, киноматериал регулярно и очень быстро переводился на видеоленту в формате D-VHS, который позволил сохранять сжатое видео HD на кассетах размера обычного VHS. Качество сигнала на них сравнимо с цифровым телевидением высокого разрешения. Эти кассеты немедленно возвращались к месту съемок для того, чтобы съемочная группа могла оперативно их отсматривать.

Когда приходило время для тестовых зрительских просмотров, братья отправляли файлы DVCPRO HD вместе с собранной на таймлайне секвенцией в студию в Нью-Йорке, где изготавливали мастер в формате HDCAM, который уже можно было смотреть в цифровом кинотеатре. По окончании монтажа первый помощник монтажеров сгенерировала список монтажных решений (СМР) и отослала его вместе с фильмом в формате QuickTime в специализированную студию, где негативы снова отсканировали и собрали в новый цифровой файл - теперь уже в соответствии с СМР. Картина подверглась цифровой цветотонировке, а потом была записана на кинопленку.

В монтаже следующего фильма Джоэла и Этана, "Сжечь после прочтения", вместо DVCPRO HD используется уже Apple ProRes 422. Этот формат обладает лучшим разрешением, нежели DVCPRO HD, однако при хранении занимает немногим больше места, чем несжатое видео стандартного разрешения. Для хранения файлов ProRes используется все тот же Xsan, только для автоматического получения прокси с низким разрешением братья используют бета-версию Final Cut Server. Ее многочисленные поисковые функции, конечно, при таком раскладе не нужны, но зато другие участники монтажа могут легко просматривать материал по сети, используя прокси-файлы. Монтаж ведется в ProRes 422.

Интересно, что Коганы появились в рекламном ролике Apple, где они нахваливают Color, новое профессиональное приложение Apple для цветокорректировки и цветотонировки. Color был выпущен слишком поздно для того, чтобы его включили в пост-продакшн "Стариков", но братья не исключают, что Color может быть использован при работе над их следующими фильмами. Однако пока они готовы уделить ему лишь вспомогательную роль - для экспериментирования с разными цветовыми решениями и нахождения правильной цветовой гаммы.

четверг, марта 06, 2008

По следам выступления в Баку, часть 2

Как я уже писал на этом блоге, в Баку мы говорили не только о Final Cut Pro, но и об Aperture 2. Сегодня узнал, что на Амазоне можно заказать пособие для самостоятельного обучения работе с приложением Aperture 2. Сроки его выхода из печати пока не определены, но цена уже известна - $34.64. Если вы предварительно закажете эту книгу сейчас, то при возможном повышении цены на нее платить будете все равно $34.64, а если цена понизится, то будете платить пониженную цену. Выгоднейшая вещь - предварительный заказ!

Можно, конечно, подождать, пока в России переведут это пособие, и купить переводной вариант. Кстати, недавно закончен перевод пособия по работе с Aperture 1.5 на русский язык - спрашивайте в магазинах, не появилось ли. С моей точки зрения, оригиналы все же лучше. Они написаны довольно простым английским языком и читать их не так уж трудно. Переводы выходят слишком поздно - недавно мне пришла почтовая рассылка из интернет-магазина Озон.ру, в которой предлагали купить перевод пособия по работе с операционной системой MAC OS Ягуар. Я уже и не помню, какая "оська" это была - вторая, третья? Озон.ру, наверное, тоже не помнит, но не теряет оптимизма.

среда, марта 05, 2008

Вопросы во время презентации в Баку

В кнце февраля я провел презентации Final Cut Studio 2 и Aperture 2 в Баку, а после этого на три дня съездил в Тбилиси. Во время презентации FCS мне были заданы вопросы, которые выходили за рамки моей темы, и я пообещал ответить позднее. К сожалению, чемодан, в котором содержатся сделанные в Баку записи и адреса людей, которым я пообещал ответить, отстал от меня и все еще находится в Шереметьево-1 (спасибо Аэрофлоту, что не потеряли). Поэтому отвечаю по памяти и публично.

Экспорт файлов в формате AVI из Final Cut Pro в Avid Liquid


Мне не удалось найти способа экспортировать таймлайн в файл формата AVI, который бы не требовал пересчета при его импорте в Avid. Это все же слишком разные программы и, как ни досадно, Avid не воспримет медийные файлы без рендера, если они поступили из Final Cut Pro.

Может ли Final Cut Pro заставить видео выглядеть, как фильм?


На презентации я порекомендовал спрашивавшему поискать подходящие плагины или, скорее, наборы плагинов для достижения эффекта кинопленки. Точные названия производителей мне в тот день не вспомнились, но поиск по Гуглу, как всегда, принес многочисленные результаты. Из наиболее распространенных продуктов упомяну лишь два:
  • Film Effects, предлагаемые Грэмом Наттрессом, и

  • Magic Bullet Looks, выпускаемые компанией Red Giant Software.

  • Есть и другие плагины, но, как я и говорил на презентации, заботиться о придании вашему видеофильму кинематографического облика следует уже во время съемки. Final Cut Pro, как и другие программы для нелинейного монтажа, способен на многое, но чудес все же не бывает. Неплохое пособие по съемке видео в целях его дальнейшей «маскировки» под целлулоид опубликовано на портале Сreative COW.

    Другие вопросы, на которые я обещал ответить позже


    А что, были и другие? Я не помню, подскажите, пожалуйста. После Баку была поездка к друзьям в Тбилиси, а тамошние напитки не способствуют резкому улучшению памяти. Зато помню, что было очень вкусно.